В старые времена в Сочи разводили буйволов в большом количестве. Эти животные отличались работоспособностью, выносливостью, неразборчивостью в пище и были основной тягловой силой до революции на побережье. Быки перевозили тяжести до 100 пудов. С их помощью в Сочи было построено много зданий, мостов, тоннелей, их использовали на сельхозработах.
На 1 января 1898 года в Сочинском округе было 1457 буйволов...
Основатель научной спелеологии Эдуард Альфред Мартель, побывавший в Сочи в 1903 году по заданию российского правительства (его задачей было изучение проблемы водоснабжения), рассказывал о своих наблюдениях, сделанных об этом животном в наших краях:
«Буйвол страстно любит воду, обилие которой необходимо ему для здоровья. В болотистой среде побережья и в его влажных лесах буйвол чувствует себя в своей стихии.
Менее сильный, чем бык, он, тем не менее, выполняет достаточную работу и не очень прихотлив в еде. Он достаточно послушен, при условии, что его не подпускают к водоёмам, перед которыми он не может устоять. Прозрачный родник, тинистое болото, минеральный источник, даже горячий, а также море непреодолимо влекут его. Когда ему удаётся туда погрузиться, то никакими ухищрениями, ни лаской, ни силой его оттуда не выгнать.
Целыми днями буйволы блаженно и неподвижно лежат в воде, особенно, когда их спину покрывают холодные лягушки. Буйволы не сгоняют лягушек, даже если те устраиваются у них на кончике носа – вот это настоящий, хоть и смешной пример симбиоза.
Что касается морских купаний буйволов, я видел, как эти животные часами качались на воде, словно старые брёвна, на приличном расстоянии от берега. Хозяин или погонщик мог звать их сколько угодно: всё тщетно. Нет ничего комичнее, чем видеть на пляже два-три распряжённых воза и рядом отчаявшихся возниц, ожидающих, пока лукавые животные, у которых из моря видны только рога и кончики морд, добровольно выйдут их огромной ванны. Это безумно смешно!».
Известный старожил города К.А. Гордон в книге «Старый Сочи» писал:
«Наиболее тяжёлые грузы, такие как камни, песок, кирпичи и дрова, перевозили почти исключительно на больших двухколёсных арбах, запряжённых парой могучих, но медлительных буйволов».
О силе и мощи этих животных можно судить по тому, как 180-и пудовый якорь – атрибут памятника«Якорь и пушка», был доставлен в Сочи из Якорной Щели при помощи буйволиной упряжки.
На улицах Сочи это была самая обычная картина: медленно движется арба; как бы нехотя вращаются, поскрипывая, огромные, почти с человеческий рост колёса; меланхолически бредут чёрные, с засохшей на боках грязью, под деревянным ярмом буйволы, а их погонщик – имеретин, примостившись на дышле арбы, поёт заунывную песнь. И скрип арбы, и песнь погонщика буйволов не только нарушают, а наоборот, как-то подчёркивают безмятежный покой пустынной, заросшей травой и полевыми цветами улицы.
Помогали буйволы сделать Сочи главным курортом страны в 30-е годы.
«Сочинская Правда» №46 (536) 21 мая 1934 г. писала в статье «На пешеходной тропе»:
«От ванного здания Мацесты до Бзугу тянется пешеходная тропа и выходит на автомагистраль. Первая очередь тропы, длиной в 4-5 километров, должна быть готова к 15-му июня.
С горы на гору параллельно железной дороге и морю, шириной в 3-5 метров, прилегая плотно к откосам, прячась в тени развесистых буков, легла серая лента дорожки. Сейчас у каждого оврага она рвётся, но уже подвозится лес, бетон и в ближайшие дни куски этой ленты будут соединены деревянными мостиками.
Переброска гравия на тропу – самый тяжёлый участок работы. Гравий с моря поднимают бремсбергом, с бремсберга на автобусе подвозят по шоссе, как можно ближе к тропе, и, наконец, перегружают на буйволов для окончательной доставки. Последняя стадия – гравий разносят на носилках люди».
27 июня 1934 года «Сочинская правда» вновь сообщала о деятельности буйволов в Генеральной реконструкции курорта:
«23 июня 1934 г. сдан в эксплуатацию мост через Мзымту длиной 378 м, и досрочно (на 7 суток) открыто движение Адлер-Гагры.
Ленточку разрезали Уполномоченный ЦИК СССР в Сочинском районе по курортным вопросам Метелёв и зам секретаря РК ВКП (б) т. Закутько. По мосту двинулись обвитые зеленью и цветами катки, грузовые машины, на которых ехали лучшие ударники строительства. Торжественное шествие замыкали колхозные подводы, лошади и буйволы, чинно шествовали по новому мосту. Грохот тяжёлых катков сливался со звуками Интернационала и величественной симфонией гудков.
На небольшом митинге выступили прораб А.А. Дронов и лучший бригадир плотников т. Маслов. Метелёв издал приказ по управлению ЦИК выдать 300 рублей на премирование ударников строительства».
Источник: краевед Владимир Костиников