Олег Солдатов: Гастроли помогли определить точки дальнейшего развития

В 2001 году камерный оркестр Сочинской филармонии был преобразован в Сочинский муниципальный симфонический оркестр. За 15 лет работы в новом качестве коллектив изменился и качественно, и количественно. Музыканты оркестра, повышая свой профессионализм, регулярно выступают в качестве солистов, исполняя в сопровождении своих коллег инструментальные концерты. Главный дирижер, совершенствуя свое мастерство, систематически работает с оркестрами как российских, так и зарубежных городов. Весной этого года главный дирижер, лауреат премии Правительства Российской Федерации, заслуженный деятель искусств Республики Карелия Олег Солдатов побывал в Казахстане, чтобы совместными усилиями с Карагандинским симфоническим оркестром создать новую концертную программу.

– Олег Юрьевич, в связи с чем вы были приглашены в Республику Казахстан?
– В Казахстан я отправился по приглашению главного дирижера Карагандинского симфонического оркестра Петра Грибанова, с которым мы познакомились в 1988 году на Всероссийском конкурсе дирижеров в Ульяновске. Тогда жюри решило дать первую премию сразу двум конкурсантам – мне и ему. Как выяснилось, нас объединял еще один момент – мы оба учились в Санкт-Петербургской консерватории. В общем, с 1988 года мы не просто знаем друг друга, но и поддерживаем личные и профессиональные отношения. По профессиональной традиции дирижер время от времени должен играть с "чужими" оркестрами – это позволяет совершенствовать профессиональные навыки. Поэтому я с радостью согласился на время возглавить этот прославленный коллектив и подготовить новую концертную программу.
– И каким новым опытом вам удалось обогатиться за время работы с этим коллективом?
– Репетиционная работа приезжего дирижера с оркестром, конечно же, отличается от плановой работы со своим коллективом. Передо мной стояла задача за четыре дня сделать программу, в том числе отрепетировать аккомпанемент и добиться полного ансамбля с приехавшей из Алматы солисткой Майей Сепп (фортепиано), с которой ранее я никогда не играл. Естественно, что такие репетиции предполагают повышенную дисциплинированность и скорость работы. И от дирижера, и от музыкантов требуется цепкость и внимательность. Карагандинский оркестр меня порадовал точностью, исполнительностью, музыкальностью и ответственным отношением к репетициям. Я хорошо знал все нюансы часто исполняемого сочинским оркестром Концерта для фортепиано с оркестром Роберта Шумана, предложенного пианисткой на правах солирующего исполнителя. Симфония №5 Петра Чайковского также была знакома и мне, и коллективу. А вот предложенную мной Увертюру Роберта Шумана "Манфред" Карагандинский оркестр ранее никогда не играл – как говорится, ноты были чистые, не знавшие карандаша. Это увлекательнейший процесс – открытие и познание ранее неизвестной музыки. Для музыкантов оркестра это стало в определенном смысле испытанием, ведь новый дирижер – это новые руки, новое отношение к работе, новые коммуникации. Знакомство с другими дирижерами, коллективами и объединениями всегда дает мощную психологическую подпитку, и это процесс взаимного обогащения.
– Вы имели возможность сравнить работу двух объединений из разных стран. Что произвело впечатление, удивило, заставило задуматься?
– Структура Карагандинского концертного объединения имени Кали Байжанова точь-в-точь повторяет структуру Сочинского концертно-филармонического объединения, внутри которого трудится несколько коллективов. Симфонический оркестр, оркестр народных инструментов, духовой оркестр, хореографический ансамбль, джазовый коллектив, несколько солистов. Объединение обслуживает весь, а он очень протяженный, Карагандинский район. Это промышленный район, в котором развита горнодобывающая, угольная и металлургическая промышленность, откладывающая отпечаток на жизнь и быт людей. Тем не менее, залы на концертах не пустуют. И наш концерт не стал исключением: меня искренне порадовала музыкальная грамотность и отзывчивость публики. Мне импонировало очень вежливое и заботливое отношение руководителей объединения к оркестру, в котором работает почти 70 музыкантов. Многие музыканты, как и у нас, занимаются преподавательской деятельностью. В общем, мы родственные организации, работающие практически по одинаковым правилам. Правда, у них слабее отношения с интернетом: новые методы работы со слушателями через интернет, в том числе и продажа билетов, у нас на более высоком уровне. Нам можно бы было воспользоваться их опытом, печатать программки к наиболее значимым концертам. Уверен, наше сотрудничество будет продолжено, и мы сможем найти немало точек соприкосновения для взаимного развития.
Лариса ОСТРЕНКО.

 
По теме
Алеся Духнай отчиталась о работе за пять лет - Газета Трибуна Алеся Духнай отчиталась о работе за пять лет Глава и председатель Совета Первореченского сельского поселения выступила с докладом перед депутатами и жителями села.
Газета Трибуна
Форум прошел с пользой - Газета Заря Кубани Сегодня программа Всекубанского форума приемных семей в Сочи была насыщенной.
Газета Заря Кубани
История моей семьи - Газета Трибуна История моей семьи В Год семьи, объявленный Владимиром Путиным, президентом России, еще раз осознаешь ценность сохранения исторической памяти о своих предках, родных и близких людях.
Газета Трибуна