Но мне очень повезло. Благодаря начальнику Сочинского Маяка Занилову Виталию Евгеньевичу, который дал распоряжение показать мне это удивительное сооружение.
Сразу за Собором Архангела Михаила, за забором, за воротами с якорем, скрывается от глаз небольшой кусочек почти нетронутой истории нашего города. Встретил меня главный техник, а
без преувеличения можно сказать, потомственный смотритель Сочинского маяка, Вячеслав Геннадьевич Демидович. Его отец работал здесь 30 с лишним лет, а сам Вячеслав Евгеньевич
на маяке родился и не покидает его с 1954 года.
Как только за мной закрылась дверь, отделяющая от внешнего мира, я попала в такой тихое, почти заповедное место, что, казалось, даже звуки машин, проезжающих по улице Орджоникидзе, перестали сюда долетать.
День был удивительно теплый и солнечный, и погода только усилила это сказочное впечатление, будто я попала в другой мир, в какой-то музей-заповедник. В любом случае, сразу было понятно, что здесь с умом и любовью поддерживают идеальный порядок и полную работоспособность объекта.
Сочинский маяк – не самая яркая достопримечательность Сочи. Он не бросается в глаза. Хотя увидеть его может каждый, прогуливаясь по набережной около Морпорта. И часто под словом «маяк» предполагают другое сооружение — растровых огней, то, что стоит на молу. Но мы расскажем именно о том маяке, что стоит на берегу нашего города с конца XIX века. Это одна из старейших построек в Сочи. Маяк относится к гидрографической службе Черноморского флота. На территории небольшой мемориальный комплекс, на котором стоят списанные старые маячки, стоявшие на буях, и дублер маяка. Ничего не пропадает. Установили на постаменте – и история осталась.
Справа стоит здание, на котором табличка «1891». В нем изначально располагалась конюшня, держали две лошадки, а на чердаке хранили сено.
Проходим ко входу в сам маяк. Отсюда открывается чудесный вид.
Слева от двери – мраморная табличка, на которой написано: «Сочинский маяк построен русскими моряками в 1890-1891 гг. Оптическое устройство установлено парижской фирмой «L. Sautter & Cie» в 1891 г. Памятник истории и культуры охраняется государством».
Вверх ведет узкая винтовая лестница.
Первое помещение, в которое попадаешь, открывает ствол башни с табличкой, из которой следует, что сконструировала и построила маяк французская фирма «L. Sautter & Cie» из Парижа.
Оптический элемент системы французского физика-оптика Огюстена Жана Френеля, одного из создателей волновой теории света. Так что у нас в Сочи сохранился научный артефакт!
Все сооружение и оптика были доставлены прямо из Парижа еще в те далекие времена.
Устройство маячного фонаря и его оптической системы представляет большой интерес. Чтобы направить лучи от источника света как можно дальше в море, надо установить огромные линзы из шлифованного стекла диаметром более полутора метров. Масса каждой такой линзы более полутоны. А в Сочинском маячном фонаре применена сложная составная линза, состоящая из отдельных примыкающих друг к другу концентрических колец небольшой толщины, которые в сечении имеют форму призм специального профиля.
Эта конструкция позволяет резко уменьшить толщину, а значит и массу линзы даже при большом угле охвата. У Сочинского маяка горизонтальный угол охвата составляет 235°. Сечения колец таковы, что лучи от точечного источника выходят практически параллельным пучком и световой поток идёт в определённом направлении (в данном случае горизонтальном). Полукруглая оптическая линза Сочинского маяка имеет огромный размер, её высота около трёх метров, а фокусное расстояние — 920 миллиметров. Оптическая линза (фонарное сооружение) – самая большая на Черном море по площади.
Сначала маяк был керосиновый, горел фитилек, а тяга регулировалась вручную с помощью установленных по периметру на стене специальных заслонок, сейчас закрашенных. Смотритель маяка, учитывая, с какой стороны и с какой силой дует ветер, открывал одни заслонки, закрывал другие и создавал необходимый поток воздуха для того, чтобы поддерживать горение фитиля.
В этом ему помогал флюгер в виде шара, в основании которого есть отверстия. Ветер, попадая туда, поворачивает стрелу в направлении ветра. Все просто и красиво.
Так как сооружение было рассчитано на горение керосина, в самом центре сферического купола было отверстие, сейчас закрытое за ненадобностью и для защиты от дождя.
Мое посещение маяка пришлось на полдень, ярко светило солнце, но специально для меня включили на несколько минут электрический элемент лампы маяка, чтобы я смогла запечатлеть источник света, который используется сегодня. В фокусе линзы в шестиграннике из красного стекла
находится электролампа в 1000 ватт, которая даёт постоянный свет. Рядом стоит дублер.
В башне маяка сохранилось круглое окно, которое показывает не только морской пейзаж, но и почти метровую толщину стен.
Когда мы спустились, Вячеслав Геннадьевич дал мне посмотреть интересный документ, «Книгу истории маяка Сочинский».
В нем от руки написана история возникновения маяка, а также технические нововведения, которые происходили в течении многих лет. Начинается это книга так:
«В 1838 году Россия в войне с Турцией освободила от турецкого ига побережье Черного моря, на котором в настоящее время стоит город Сочи. На месте, где стоит маяк, был построен форт
Александрия, позже переименованный в Навагинское укрепление. Оно было обнесено крепостными стенами, составлявшими неправильный четырехугольник, по углам которого были поставлены
бастионы с пушками. Из укрепления шел подземный ход на господствующую высоту (ныне гора Батарейка), на которой был установлены блокгауз и оборонительная башня. После поражения царской России в войне в 1854-55 гг от англо-французский войск, Навагинское укрепление было снесено. В 1864 году был снова основан порт Даховский, ставший через 10 лет посадом, и получивший название Сочи от местного названия реки Сочи-Пста. В 1874 году была построена церковь. Тогда в Сочи заходили пароходы Русского общества пароходства и торговли (РОПиТ) и Российского общества транспортирования кладей. Если пароход приходил ночью, в обыкновенном фонаре зажигали белый огонь на козлах близ агентства РОПиТ, на скате возвышенности восточного берега реки Сочи. При невозможности же сообщаться с берегом из-за волнения моря — жгли красные фальшфейеры.
Затем частный предприниматель, некто Анастасиди предложил РОПиТу свои услуги по строительству и оборудованию маяка на деньги названного общества. Предложение было принято, и в том же 1874 году на скалистом берегу на высоте 117 футов (35 метров) над уровнем моря маяк начали строить. Строительство продолжалось шесть лет с перерывами: то не хватало средств, то мешала русско-турецкая война 1877–1878 гг. В сентябре 1880 г. на маяке впервые был зажжён белый сигнальный огонь».
В современном же виде Сочинский маяк действует с 1890 года. В качестве источника света в нём вначале использовалась керосиновая лампа, затем ацетиленовая и уже потом — электролампа.
И все это время он помогал найти морскую дорогу к Сочи. В советское время маяк горел своим огнем таким судам и лайнерам, как «Бретань», «Гермес», «Марсельеза», «Трансильвания», «Россия», «Победа», «Адмирал Нахимов», «Шота Руставели», «Тарас Шевченко», «Казахстан», «Абхазия» и другие.
Точка расположения любого маяка с указанием его географических координат есть во всех морских лоциях мира. Тут же даётся и фотография маяка, чтобы можно было безошибочно опознать его визуально. Ранее сочинский маяк имел такую характеристику: «Белый маяк с постоянным немигающим красным светом». Сегодня маяк светит зеленым цветом, который виден на расстоянии 17 миль, это почти 32 километра.
Мне приходилось видеть много предприятий и организаций в Сочи, но этот уголок нашего города необходимо сберечь. Он уникален.
Источник: PrivetSochi.Ru
19.02.2018 12:41