«Ночная ведьма» из администрации Сочи

Скульптор Евгения Пешкова разыскала героя войны в  городской администрации. В 1960-е годы отдел культуры Сочинского горисполкома возглавляла «ночная ведьма». Бывшая летчица ночного бомбардировщика, Герой Советского Союза Евгения Жигуленко организовала на курорте грандиозные «Праздники песен». Они продолжались при Алисе Дебольской. В 2016 году песенную эстафету подхватят Всемирные хоровые игры в Сочи.

Евгения Пешкова изваяла бюст Евгении Жигуленко. Пока из гипса. Скульптор надеется отлить бюст в бронзе. Чтобы успеть к 70-летию Победы в будущем мае, бронзу надо заказывать сейчас.

Особенность этой военной скульптуры в том, что она более радостная, чем героическая. Это обусловлено характером прототипа, воссозданным по воспоминаниям знавших Жигуленко. Она была женственной, но боевой. Боевой, но веселой. Веселой, но деловой. Деловой, но чуткой.

Уже после войны «ночная ведьма» с характерным фронтовым юмором объяснила свои боевые заслуги длиной ног:

– Я стояла первой в строю, как самая высокая по росту, и, пользуясь этим, успевала первой добежать до самолёта и первой вылететь на боевое задание. Обычно за ночь успевала совершить на один вылет больше, чем другие лётчицы. Так, благодаря своим длинным ногам,  я и стала Героем Советского Союза…

Перед войной уроженка Краснодара Женя Жигуленко поступила в Московский дирижаблестроительный институт. Без отрыва от учебы окончила Московский аэроклуб, стала парашютисткой и летчицей-спортсменкой. Во время войны, как  все «ночные ведьмы», летала на деревянном учебном По-2. Небесный тихоход (скорость 120 километров в час) днем представлял отличную мишень, поэтому воевал ночью. Зато на малых высотах, что позволяло  точное бомбометание. «Ночные ведьмы» целились во вражеские позиции через самодельные прицелы ППР («проще пареной репы»), а по возвращении на свой аэродром сажали самолет, ориентируясь «на огонёк папироски командира полка» (так шутили, но шутка недалека от истины). Летали над горами Кавказа и Крыма, над лесами Белоруссии и Пруссии. Попадали в грозу, что опасней обстрела. За годы войны Жигуленко совершила 968 боевых вылетов, сбросила на врага примерно 200 тонн бомб.

В 1945 году командир звена 46-го гвардейского ночного бомбардировочного полка 325-й авиационной дивизии лейтенант Евгения Жигуленко получила Золотую звезду Героя. После войны  продолжила  полет. Служила в военно-воздушных силах на Дальнем Востоке.

Уволившись из армии, Жигуленко приехала в Сочи для мирной, созидательной жизни. Будучи депутатом горсовета, выполняла наказы избирателей. Например, помогла благоустроить улицу Тоннельную: дорогу заасфальтировали, в дома провели водопровод и канализацию.

Евгения Андреевна работала и в горисполкоме. В должности заведующей отделом культуры организовала массовые песенные праздники. При ней в Сочи открылся Художественный музей.

Тогда же, спустя четверть века после Победы, Жигуленко поняла важность сохранения живой памяти о людях на войне. Пошла в кинорежиссуру, чтобы воссоздать на пленке ратные будни женского ночного бомбардировочного полка (тех, кого гитлеровцы называли «ночные ведьмы»). В 1976 году в возрасте 56 лет Жигуленко окончила Всесоюзный государственный институт кинематографии. На студии имени Горького сняла три фильма. Лента «В небе «ночные ведьмы»  известна отечественному и зарубежному зрителю.

Евгения Жигуленко умерла в 1994 году,  похоронена в Москве. Но скульптор Евгения Пешкова считает, что приспело время вернуть Сочи память о ней. В деле воспитания молодежи (в том числе молодых кадров  городской администрации) на конкретно-исторических примерах героическая и веселая Жигуленко остро актуальна. В нынешнем Сочи, городе перекосов и деформаций, уместны бюсты гармоничных личностей, выполненные в реалистической манере. Это один из противовесов абсурда.

– Сочи надо брать пример с городов-побратимов, трепетно относящихся к своему прошлому, и вдумчиво – к будущему. Китайский Вэйхай, признанный ООН «городом, наиболее благоприятным для жизни человека», продолжает создавать тематические парки, поражающие огромным разнообразием ландшафтной скульптуры. Наш китайский побратим показывает, что именно скульптура формирует уникальность курорта и повышает его притягательность для туристов. Отговорки сочинских чиновников, ссылающихся на нехватку средств для финансирования творческих проектов, не убедительны, когда на снос самовольных построек тратятся десятки миллионов рублей. А скульптуру можно установить всего за один миллион. Сколько художников могли бы осуществить свои замыслы! А город обогатился бы средовым искусством, работающим не на одно поколение, – говорит член Союза художников России Евгения Пешкова.

По идее, все верно. Заслуживает внимания также мысль Пешковой «поселить» бюст кинорежиссера Жигуленко на одной из площадок традиционного кинофестиваля «Кинотавр»  –  у Зимнего театра или у гостиницы «Жемчужина».

Но отношение к бюстам в Сочи осторожное. Вот что говорит депутат Городского Собрания Сочи, в прошлом долго работавший директором «Жемчужины», Юрий Аринцев:

– Я могу выразить только свое личное мнение. Какое-то время назад была создана скульптура туриста, отдыхающего на курорте. Мы нашли ей место в «Жемчужине». Но такая скульптура тематически подходит для гостиницы. А бюст боевой летчицы – это в гостинице не совсем понятно. Кроме того, по закону бюсты устанавливают дважды Героям Советского Союза. Например, в Сочи есть бюст летчика-космонавта Виталия Севастьянова…

Посмертная табель о рангах неукоснительно соблюдалась в советское время. Сегодня имеет место несколько другая иерархия. В Управлении культуры администрации Сочи Пешковой задали трудный вопрос: почему из руководящих работников  культуры за всю историю города именно Жигуленко достойна бюста?

Другой аргумент: в казне нет денег на бронзу для бюста, кризис на дворе, не до излишеств. Но, к примеру, на шумовые и световые эффекты, когда приходит время отметить очередной праздник, мэрия неизменно находит деньги. Масштаб показухи не зависит от дефицита бюджета. В 2015 году город соберет налогов на миллиард рублей меньше, чем в нынешнем. Но можно быть уверенным, что на 70-летие Победы будут зажигать по полной программе. Денег на бюст героя в нищей городской казне нет. А на китайскую пиротехнику найдутся в любом случае. Почему так?

На этот вопрос один из муниципальных служащих ответил:

– Фейерверк для всех, а бюст для избранных. Бюст – это поддержка конкретного творца. Добрая память о конкретном человеке. А когда выделяются деньги налогоплательщиков, возникает вопрос: почему бюст этого человека, а не другого? Достойных более чем достаточно.

Что ж, поистине Соломоново решение. Благодаря такой логике деньги сочинских налогоплательщиков уходят на поддержку китайских пиротехников и российских продавцов их продукции.

С учетом галопирующего курса рубля на изготовление бронзового бюста с гранитным постаментом потребуется от 1 до 2 миллионов рублей.

Бывалые люди советуют не тратить зря время на звонки и походы в администрацию, а собрать деньги по подписке. Если 4 тысячи человек дадут по 500 рублей, наберется 2 миллиона. Реально можно ходить с подписным листом. Виртуально – разместить проект на интернет-сайте, где собираются деньги для творческих реализаций. Важно приложить к просьбе обоснованную, прозрачную смету, на что нужны деньги, поскольку многочисленные мошенники сделали людей недоверчивыми.

Подобным образом  директор Сочинского концертно-филармонического объединения Владимир Мишарин собрал деньги на издание книги воспоминаний театральных деятелей о Великой Отечественной войне. Волонтеры ходили с подписными листами, получали деньги, выдавали жертвователям отчетные документы.

Владимир Мишарин полагает, что бюст Жигуленко, раз она организовала в городе праздники песен, мог бы украсить выставку, посвященную будущим Всемирным хоровым играм в Сочи. Выставка откроется в Художественном музее, потом переедет в Зимний театр. А со временем, когда удастся собрать деньги и отлить гипсовую модель в бронзе, бюст летчицы выйдет под открытое небо и займет в городе постоянное место.   

– Курорт – место для гуляний, чему и наш климат способствует. Поэтому чем больше будет арт-объектов на открытом воздухе, тем лучше для курорта. Лично мне недостает таких объектов в скверах, на набережных...  Мест для компактных скульптур вполне достаточно. Например, на Площади искусств перед Художественным музеем. Можно подобрать место под наблюдением видеокамер для охраняемости и противодействия вандализму, – говорит Владимир Мишарин.

Искусство создавать города (или поднимать придавленные олимпийскими катками) включает легендирование личностей. Семья художников Тихомировых (скульптор Евгения Пешкова тоже из этой семьи) уже воплотила в монументальную пластику выдающихся сочинцев. По дороге на Красную Поляну установлен памятник  строителю горных дорог Василию Константинову. В городском парке «Ривьера» – бюст  основателя парка Василия Хлудова. В парке имени Фрунзе  – бюст «отца» курорта Сочи, генерала Алексея Ермолова.

Где «получит прописку» бюст Евгении Жигуленко? Может, рядом с мэрией, но только не за счет мэрии.

   

«Сочинские новости. РФ».

 
По теме
«Родная Кубань» – главный и единственный литературно-исторический журнал Краснодарского края.
Следственным отделом ОМВД России по Курганинскому району завершено расследование уголовного дела в отношении 37-летнего местного жителя по признакам преступления, предусмотренного частью 2 статьи 228 УК РФ.
Отдел МВД России по Курганинскому району
Оглашен приговор пластическому хирургу, изуродовавшему красавицу из Сочи - LiveKuban.Ru У нее не закрываются теперь глаза, а он фактически избежал наказания Фото: открытый источник Ленинский районный суд Краснодара огласил приговор в отношении Андрея Комарова – пластического хирурга клиники «МедИст».
LiveKuban.Ru
Читает семья - читает страна - Газета Свет маяков На празднике Неделя детской и юношеской книги каждый школьник сделал для себя потрясающее открытие, выступив в роли артиста (фото автора).
Газета Свет маяков