Много шума из ничего...

Много шума из ничего...
Фото: www.privetsochi.ru
20 октября вступили в силу новые правила для сотрудников ГИБДД (приказ 664, приказ 185 утратил силу). По этому поводу в Интернете начались волнения автолюбителей, которые решили, что теперь инспекторы будут отрываться на них по полной: «Закончилось это чудесное время для нас… правила игры изменили… теперь мы обязаны выходить из машины по первому требованию, и теперь мы не имеем права снимать на камеру, телефон, регистратор, если нам этого не разрешат, и теперь имеют права останавливать в любом месте и в любое время, из засады, пешком, без машины…» (из типичного поста на одном их форумов).

Пораженческие настроения идут от статей и видеороликов, главной мыслью которых является «нас будут угнетать теперь по закону». Так давайте рассмотрим подробнее эти страшные и ужасные «8 новых прав инспектора ГИБДД, которые не понравятся водителям», растиражированные на многих сайтах в Интернете. Так сказать, беспристрастно. Ниже курсивом выделены фрагменты из статьи, которая вызвала столько шума…



1) Тормозить водителей, где угодно

Одно из главных нововведений — сотрудники ГИБДД cмогут останавливать автомобили для проверки в любом месте. Это означает, что они вправе следить за дорожным движением как угодно: на стационарном посту, в автомобиле и даже без патрульной машины.

Однако каждый сотрудник выбирает место не по собственному усмотрению, а исключительно по приказу своего начальника. Раньше инспекторам было запрещено останавливать автомобили вне стационарных постов, и зачастую этим запретом пользовались автолюбители, настроенные на конфликт. Как говорит представитель одного из региональных управлений ГИБДД: «Водители сразу включали камеру, начинали задавать вопросы — дескать, на каком основании вы меня останавливаете? Это приводило к конфликтам, которых теперь не будет — останавливать можно будет всех подряд и везде».


DC: Итак, всё верно, тормозить теперь могут автомобили для проверки в любом месте. А когда было иначе-то? Всегда, сколько себя помню, тормозили где хотели. А если особо грамотные спрашивали причину остановки — ответ был примерно такой: «выполнение спецмероприятий — синий олень, сиреневый туман, угон друга, операция поиздержались».

Теоретически, можно было позвонить в дежурную часть и уточнить, какие мероприятия сейчас проводятся.
На практике никто этого не делал, т.к. особо не было смысла.

2) Засады в кустах

Засады сотрудников ГИБДД, описанные в многочисленных анекдотах, отныне легализуют. С одной стороны, в регламенте отмечается: «Патрульная машина должна быть всегда отчетливо видна издалека всем участникам дорожного движения». Однако в документе прописаны и послабления: если ведется фото- и видеофиксация нарушений, а также на аварийных участках дорог автомобиль ДПС может быть замаскирован при помощи естественного рельефа в местах с ограниченной видимостью. В частности, прятаться разрешено за поворотами, пригорками и объектами дорожной инфраструктуры.

Председатель московского областного отделения Комитета по защите прав автомобилистов Алексей Дозоров считает, что этот вопрос не столь принципиален. «Если человек едет с соблюдением ПДД, то ему все равно, где припаркован патрульный автомобиль — в кустах или же стоит прямо на дороге».


DC: Вообще-то, и раньше никто об этом не заморачивался. А в случае конфликтной беседы замечания типа «а у вас патрульный автомобиль не видно» просто игнорировались сотрудником, и даже дорожные юристы вряд ли заходили дальше замечаний (например, указывая в обвинительном протоколе об этом факте).

3) «Отстегните права!»

При остановке инспектор вправе потребовать у водителя предъявить документы. Теперь их нужно будет показывать не только без обложки, как предусмотрено сейчас, но и без «удерживающих устройств»: речь идет, в частности, о железных цепочках, которыми некоторые водители привязывают права, чтобы инспектор не забрал их для проверки в патрульную машину.

«Многие водители действительно поступают именно так — в прямом смысле пристегивают свои права. Когда просишь их передать документы, они просто ухмыляются в ответ — так я же передал, смотрите. Это какая-то глупая игра слов, вот от нее и решили избавиться», — пояснил инспектор ГИБДД в одном из российских регионов.


DC: Честно говоря, я с такими выдумщиками никогда не встречалась. Но, судя по тому, что такие изменения внесены, есть-таки водители, использующие такой прием (называется «железный аргумент»), чтобы не выходить из машины и не позволить сотруднику ГИБДД унести водительские документы в патрульный автомобиль.

4) Выйти из машины по первому требованию

Согласно новому регламенту, инспектор вправе попросить водителя выйти из автомобиля в случае обнаружения признаков опьянения или болезненного состояния. Проще говоря, водитель обязан выйти всегда, когда этого потребует гаишник. Он также должен будет сесть в патрульный автомобиль, если блюститель порядка этого захочет.

DC: В «старом», 185-м приказе, это был пункт 70:
Сотрудник вправе предложить участнику дорожного движения:

а) выйти из транспортного средства в случаях:

необходимости устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов;
наличия у водителя признаков опьянения (абзац 3 пункта 126 настоящего Административного регламента) и (или) болезненного состояния;
для проведения в присутствии водителя (владельца транспортного средства) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах;
для проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза;
когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции; (в ред. Приказа МВД России от 13.08.2012 N 780)
когда его поведение создает угрозу личной безопасности сотрудника;
в) занять место в патрульном автомобиле либо пройти в служебное помещение, когда его участие необходимо для оформления процессуальных документов.

Что же изменилось с 20.10.2017? Ровным счетом ничего! Номер пункта поменялся. Был 70, стал 93:
93. Сотрудник вправе предложить участнику дорожного движения… и далее по списку.
Так что вы, как и раньше, имеете право подождать в машине, если вы ничего не нарушаете.

5) Снимать на камеру водителя

В регламенте закреплена новая норма, согласно которой инспекторы смогут использовать «специальные технические средства» (в первую очередь — камеры), принадлежащие не только государству, но также и «муниципальным органам, общественным объединениям и организациям».

DC: Ну это за ради Бога! Только где авторы статьи тут увидели «камеру водителя»? С такой формулировкой можно понять так, что инспектор может взять телефон водителя и начать его снимать. Не позволяйте вводить себя в заблуждение!

6) Запрет на троллинг инспектора

В новом регламенте убрали норму, разрешающую съемку инспекторов ГИБДД. Если раньше сотрудник автоинспекции был не вправе запрещать съемку, то сейчас он просто может сказать: «Не снимайте меня, я против». В таком случае гражданин обязан убрать видеокамеру.

Если водитель не послушает инспектора, ему грозит привлечение по статье 19.3 КоАП РФ — «Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции», что влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Это важное изменение, которое означает, что действия сотрудников ДПС, в том числе и неправомерные, нельзя будет фиксировать. Думаю, в этом во многом виноваты сами водители, которые долгие годы в 90% случаев занимались откровенным троллингом инспекторов на дорогах. Теперь этому положен конец.


DC: А вот здесь вам откровенно дурят голову создатели этой статьи, ушедшей в народ в Интернете. Потому что есть законы, которые не позволяют запретить съемку (да и в новом регламенте нет прямого указания на запрет!):

1. ФЗ №3 («О полиции»), Статья 8. Открытость и публичность

2. ФЗ №149 («Об информации»), Статья 3 часть 3:
«Правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации,
информационных технологий и защиты информации, основывается на следующих принципах: открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами»;

3. Конституция РФ, Статья 29 Часть 4:
«Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом».

Также в конституции есть пункт, что для защиты своих прав можно защищаться любым не запрещенным законом способом. Вы снимаете — фиксируете факт возможно совершаемых в отношении Вас правонарушений. Есть у вас такое подозрение со стороны сотрудника ГИБДД, имеете право!

Кстати, любой закон имеет приоритет перед приказами, и даже если бы в новом 664 приказе написали явный запрет «снимать инспектора нельзя», то закон бы отменял действие такого указания.

7) Как будут работать с пьяными водителями

Отдельным пунктом в регламенте прописано, что основанием для проведения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения являются запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы, нарушение речи, резкое изменение окраски кожи лица, поведение, не соответствующее обстановке. При этом перед освидетельствованием сотрудник полиции обязан отстранить водителя от управления в присутствии двух понятых или с применением видеозаписи. Если медосвидетельствование в больнице покажет, что автомобилист трезв, то инспекторы будут обязаны вернуть его обратно к своей машине.

DC: Ну тут ровным счетом ничего не изменилось. Даже появился бонус: теперь трезвого водителя, которого напрасно упрекнули в приеме алкогольных напитков за рулем, сотрудники ГИБДД обязаны доставить туда, где взяли.

8) Инспекторам разрешили курить

В новом регламенте отсутствует запрет на курение при общении инспектора с водителем. Отметим, что в августе стало известно, что инспекторам ГИБДД собираются запретить курить и грубо выражаться в ходе разговора с участниками дорожного движения. Соответствующая инициатива содержалась в версии регламента, опубликованной на портале нормативно-правовых актов. Однако из финальной версии документа запрет на курение в присутствии водителя исчез.

DC: Ну… Тут просто перебор. Отсутствие запрета не означает, что теперь все инспекторы должны будут реализовывать свое право и пускать вам дым в лицо.

В общем, как обычно, некоторые интернет-издания сделали из мухи слона. Если вы захотите лично ознакомиться с новым регламентом, то можете пройти по этому адресу, где лежит документ нового регламента voditeliauto.ru
 
По теме
При несении службы инспекторы дорожно-патрульной службы Отдела МВД России по Каневскому району для проверки документов остановили автомобиль под управлением 43-летнего местного жителя.
При несении службы инспекторы дорожно-патрульной службы Отдела МВД России по Каневскому району для проверки документов остановили автомобиль под управлением 36-летнего местного жителя.
20 октября этого года, в 18 час 00 минут на 12 км +720 м автодороги Калининская — Новотитаровская 47-летний водитель, житель Калининского района, управляя автомобилем «Тайота Камри»,
Плохие погодные условия и невнимательность стали сопутствующими причинами дорожно-транспортных происшествий, имевших место на территории города в выходные дни.
МВД России утвердило новый административный регламент, которым, начиная с 20 октября с. г., должны руководствоваться сотрудники ДПС при осуществлении надзора за безопасностью дорожного движения.
Алеся Духнай отчиталась о работе за пять лет - Газета Трибуна Алеся Духнай отчиталась о работе за пять лет Глава и председатель Совета Первореченского сельского поселения выступила с докладом перед депутатами и жителями села.
Газета Трибуна
Форум прошел с пользой - Газета Заря Кубани Сегодня программа Всекубанского форума приемных семей в Сочи была насыщенной.
Газета Заря Кубани
История моей семьи - Газета Трибуна История моей семьи В Год семьи, объявленный Владимиром Путиным, президентом России, еще раз осознаешь ценность сохранения исторической памяти о своих предках, родных и близких людях.
Газета Трибуна