Контртенор Олег Рябец: «Я – не Фаринелли»

В Зимнем театре с единственным концертом в Сочи выступил контртенор Олег Рябец, исполнивший арии из опер Перселла, Генделя, Вивальди, Глюка, Паизиелло. Публика по достоинству оценила редкий по тембру, диапазону и красоте голос «Мистера сопрано». После концерта Олег Рябец дал интервью «Сочинским новостям.РФ».   Запись его голоса хранится в Британском национальном звуковом архиве. Рябец – единственный из русских певцов, кому выпала честь выступать на гала-концерте, посвященном 75-летию Его Королевского Высочества герцога Эдинбургского Филиппа в Britten Theatre, а также со специальным сольным концертом, посвященным первому официальному визиту в Россию королевы Великобритании Елизаветы II. Кстати, на Международном форуме «Мир и спорт», который проходил на днях  в Сочи,  Олег выступил  перед принцем Монако Альбером II.   –  Необходимость петь для венценосных особ, вероятно, сопряжена с особыми психологическими трудностями?   – Отнюдь. Они предвкушают нечто необыкновенное, чем окрыляют тебя. Лучше поёшь, так как чувствуешь невероятную благожелательность и искреннюю радость от встречи. Психологическая или культурная  дистанции отсутствуют. Наоборот, во всем – простота и естественность. Ведь королям и принцам не надо ничего доказывать, что-то из себя изображать.                                                                                                                                                                                                                                                                                              

– На концертах вам нередко дарят драгоценности. Женщины, услышав ангельский голос, несут своему кумиру кольца и браслеты, как святому Януарию. И началось это поклонение не вчера. После выступления в рижском Домском соборе тогда ещё 12-летнего солиста киевского хора мальчиков «Звоночек» толпа подкидывала на руках, а поклонницы снимали с себя украшения. А в 98-м, когда в Лионской опере вы репетировали «Три сестры» по Чехову, некто прислал после успешного представления огромный букет роз с дорогим перстнем…   – Да, имени дарителя не знаю, но тот перстень с аквамарином ношу до сих пор. На мой взгляд, это выражение любви и восхищения. Когда ты кому-то за что-то очень признателен, возникает желание поделиться самым дорогим, что в данный момент у тебя есть. Иными словами, это максимальная оценка искусства без обожествления или идолопоклонничества. Тем более что культ золотого тельца мне не близок. В жизни, по-моему, приоритетны не материальные ценности, а духовные. Для меня зеркало души – голос. По голосу сегодня я могу определить характер человека. Но сам вокальную непохожесть не культивирую – «сохраняю природу» через духовные поиски-практики. Кроме того, итальянская традиция сохранения природного голоса предполагает исполнение барочной музыки, а определенные технические упражнения для вокалиста, как для артиста балета – станок. Я следую этому направлению с юности. Конечно, приходится отказываться от многих соблазнов.   – А петь «мужским» голосом когда-нибудь пробовали?   - Сразу после мутации, но лучше бы этого не делал. Спорить с природой бесполезно. И понять эту истину мне в 14-летнем возрасте помогли Эрик Курмангалиев и великая Мария Калласс.   Представьте, что период, предшествовавший ломке голоса, насыщен гастролями и овациями. Однако что будет дальше, если избранный творческий путь приведет к диапазоновому тупику? Рисковать или нет? Столь ответственное решение ложилось на плечи ребенка.   На занятия вокалом в качестве сопраниста вывела вокальная интуиция.   – Тут-то на помощь со словами утешения и мудрыми советами, вероятно, пришли родные? Между прочим, в ваших биографиях нет ни слова о маме или отце.   –  Моя мама – домохозяйка, воспитывавшая меня и брата, который старше меня на год.   – Ваш брат тоже человек искусства?   – Нет, хотя он занимался музыкой. У него хороший слух. А еще в детстве брат увлекался балетом, хоккеем, гимнастикой, волейболом, но в итоге стал… «водилой», живет все также в Киеве.   А отец в советское время был дальнобойщиком – возил по стране на рефрижераторе продукты. Однако, по словам папы, в его роду Бог слухом и голосом не обидел многих. Например, бабушка, жившая в Орловской губернии, была известной певуньей. А мама имела хороший музыкальный слух и художественный вкус, но всегда этого стеснялась и прилюдно никогда не пела.   Зато я уже в шестилетнем возрасте утомлял окружающих просьбами послушать, как пою. Даже случайных прохожих на улице останавливал. Но только к десяти годам мама отвела меня в хор, где я впервые ощутил вкус профессионального пения. А когда мне в руки попала пластинка с ариями из опер в исполнении Марии Каллас, на долю мамы выпали новые испытания: пришлось с утра до вечера по 8-10 часов слушать, как ее сын «берет верхи» вместе с великой оперной дивой в арии Адабеллы из «Атиллы» и в болеро Елены из «Сицилийской вечерни» Верди, в арии Амины из «Сомнамбулы» Беллини.   В моем устремлении меня поддерживала наша хормейстер. «У тебя потрясающе получается, – говорила она. – Имитировать великих певцов на определенном этапе полезно! Это помогает сформировать вкус и правильное понимание вокального искусства. Пой и ни на кого не обращай внимания».

  – Мама вас не бранила?   – Никогда! Она была очень терпелива и добра, что, по сути, тоже форма эмоциональной поддержки – молчаливая, но не менее эффективная. Когда мама привела меня в хор «Звоночек», то, думаю, испытала чувство радости и гордости. Прослушивание произвело на профессионалов неизгладимое впечатление – педагог расплакалась. А через три месяца я стал солистом хора!   – Наряду с Каллас в отроческие годы, насколько знаю, определенный отпечаток на вас наложило творчество Елены Образцовой…   – Да, и до сих пор для меня в вокальном мире существует две путеводные звезды: греческая и российская. В их голосах – мощная энергетика и невероятный порыв, стихийность… Правда, слушая записи с концертов Елены Васильевны из Токио и Италии, я не мог петь с ней дуэтом в виду отсутствия таких грудных нот и голосовых регистров. Но Образцова свела меня с ума своим артистизмом и одновременно подлинностью.   – После «Звоночка» вы были солистом хора мальчиков при Киевской мужской капелле имени Ревуцкого и гастролировали не только по городам Советского Союза, но в странах Европы. Потом – учеба в Киевской государственной консерватории у профессора Клавдии Радченко и в Московской государственной классической академии имени Маймонида у профессора Важи Чачава, занятия вокалом с профессором Российской академии музыки имени Гнесиных Зарой Долухановой… Но когда же состоялся ваш первый сольный концерт в качестве солиста-сопраниста?   – Первые сольники я давал в концертных залах на территории киевских монастырей в 1985-1986-м. Например, в Трапезном храме Киево-Печерской Лавры и в зале Кирилловской церкви, где тоже прекрасная акустика. Пел с оркестром или под рояль, клавесин. А мой дебют сопраниста пришелся на 1984-й (после мутации). В Органном зале Киевской филармонии я выступил с «Аве Марией» Гуно. Страшно волновался, но верил в успех, так как помнил о двойном бисе после моего исполнения «Аве Марии» в рижском Домском соборе...   – В 1990-м вы исполнили партию сопрано в Симфонии №2 Шнитке с Большим симфоническим оркестром под руководством Геннадия Рождественского в Большом зале Московской консерватории. А потом – концерты, главные партии в постановках барочных, классических и современных опер. Вы участвовали в спектакле-пастиччо «Похищение Фаринелли», посвященном знаменитому итальянскому певцу XVIII века, несколько раз выступали на Международном музыкальном фестивале Farinelli-fest. Вам не обидно, когда вас сравнивают с Фаринелли, а точнее с Карло Броски?   – Как говорит мой сегодняшний продюсер Павел Георгиевич Буторин, это вопрос маркетинга. У публики должны возникать определенные ассоциации, пробуждающие желание прийти на концерт. Однако я – не Броски и не Морески, хотя запись моего голоса, как и запись выступления «последнего кастрата XX века», действительно хранится в Британском национальном звуковом архиве. Рябец – это Рябец.   – С другой стороны, сравнения вполне уместны. Ведь на ваших концертах так же, как и во время выступлений Фаринелли, люди падают в обморок?   – Было несколько случаев – падали женщины. К примеру, в том же Екатеринбурге. Но в Сочи, к счастью, все прошло гладко.   Это мой первый приезд в столицу Белой олимпиады. Интересно было увидеть город, познакомиться с сочинцами – вопреки расхожему мнению, сердечными и гостеприимными людьми. В прогулках по паркам и скверам я наслаждался упоительным субтропическим ароматом, растворенным в воздухе курорта. С удовольствием прогуливался вдоль Приморской набережной, разбавляя эстетическое наслаждение от лицезрения моря чашкой крепкого кофе…

                                                                                                                                                                                                                                                     

 

– Есть ли желание сюда вернуться?   – Есть, и неоднократно!   – Ежегодно вы готовите по четыре-пятт новых программ…   – Хочется показать, что хорошей музыки очень много: церковно-католическая с органом, светская, джазовая…   – Какой из своих концертов могли бы выделить особо?   – Совместный с Эриком Курмангалиевым в 2005-м в Рижском оперном театре. Я пел тогда три арии: арии Альчины и Секста из опер Генделя «Альчина» и «Юлий Цезарь в Египте», а также «Sposa son disprezzata» из «Баязета» Вивальди.   – Говорят, Курмангалиев относился к вам ревностно – как к сопернику-конкуренту.   – Не исключено. Помню, в 1991-м Баховский центр организовал исполнение Пасхальной оратории Баха в Большом зале Московской консерватории. Я пел сложнейшую партию сопрано. Ария длится 12 минут – бесконечная вторая октава. А Эрику досталась партия альта, где тоже красивая музыка, но не такая сложная. После концерта он снисходительно признал: «Надо же, ты держишь тесситуру…» Мне кажется, ему трудно было свыкнуться с мыслью, что Курмангалиев уже не единственный. К слову, сегодня сопранистов в Европе – сотни, если не тысячи! Хотя у Эрика был талант, ярче которого я до сих пор не встречал.   – Олег, давайте поговорим о ваших интересах, не связанных с профессией. Слышал, что вы - большой поклонник кино.
– Это правда. В детстве специально ходил в библиотеку и взахлеб читал все, что касалось немого кино и современного, в том числе биографии актеров, режиссеров, кинодраматургов. Пересмотрел в кинотеатрах все, что тогда показывали. В числе моих любимых картин – «Гамлет» Григория Козинцева с Иннокентием Смоктуновским, «Братья Карамазовы» Ивана Пырьева с Михаилом Ульяновым, Кириллом Лавровым, Андреем Мягковым, «Идиот» того же Пырьева с Юрием Яковлевым, «Путь в высшее общество» Джека Клейтона с Симоной Синьоре, «Корабль дураков» Крамера с Синьоре и Вивьен Ли. Обожаю Грету Гарбо, Мерил Стрип, Хелен Мирен, Ванессу Редгрейв!   – А как дела обстоят с литературой?   – Чехова, Достоевского, Толстого открыл для себя по окончании школы – вне обязательной программы. Например, создавая образ князя Мышкина в опере Кобекина «Н.Ф.Б» по «Идиоту». Иными словами, и здесь мне помогла музыка! Очень люблю религиозную литературу – христианскую…   – Уж не в монахи ли в будущем собираетесь податься?
– Людям искусства присуще одиночество, плоды которого – величайшие произведения. Все остальное предопределено судьбой, с которой можно спорить, а можно соглашаться. Мне ближе второй вариант.   – Скажите, а вы можете приготовить рассольник?   – Умею готовить все, начиная от кофе и заканчивая банкетом. Мои мама и бабушка великолепно готовили, а я впитывал их мастерство, как губка. Кроме того, я окончил швейное училище. Плюс токарь   IV разряда…   Я не живу ни прошлым, ни будущим. Не люблю рассказывать о планах – человек предполагает, Бог располагает. Удастся реализовать тот или иной проект, вот тогда и поговорим, проанализируем. А зачем обгонять время? Все может десять раз измениться. В этом смысле мое кредо: «Здесь и сейчас». Оно приносит успокоение и радость, позволяет формировать позитивную реальность. Для меня вчера-сегодня-завтра озарены солнцем, несмотря на тучи… из нижних слоев атмосферы.


                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      «Сочинские новости.РФ».

 
По теме
19.07-1 - Управление культуры Работа летней досуговой площадки «Радуга детства» по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность.
20.07.2018
 
20180715_161611 - Управление культуры 18 июля в библиотеке-филиале № 12 п. Шхафит было проведено мероприятие, посвящённое 125 -летию В. В. Маяковского «Что ни страница — то слон, то львица».
20.07.2018
В Северском районе прошел зональный этап смотра «Мы живем в гостях у лета» - Министерство Культуры Сегодня в станице Григорьевской состоялся зональный этап районного смотра клубных учреждений, парков культуры и отдыха муниципального образования по организации досуга детей и подростков в летний период.
20.07.2018
В Новороссийске открылась выставка «Лечить, творить и исцелять» - Министерство Культуры Вчера в Новороссийском историческом музее-заповеднике в рамках  единого цикла «Листая страницы истории», посвященного 180-летию города-героя, начала работу экспозиция «Лечить, творить и исцелять».
20.07.2018
 
В Туапсе к 100-летию Бориса Ляха подготовили выставку - Министерство Культуры Сегодня в Туапсинском историко-краеведческом музее им. Н.Г. Полетаевав рамках празднования 75-й годовщины освобождения Кубани от немецко-фашистских захватчиков начала работу передвижная выставка «Борис Лях – командир МО-429»,
20.07.2018
 
«Начни с себя» - Slavyansk.Today 19 июля в рамках краевой киноакции «Кинематограф против наркотиков» в сельском клубе «Прорвенский» СКЦ «Черноерковский» Черноерковского сельского поселения для подростков и молодежи поселения проведена киноакция «Начни с
20.07.2018
Партия кокаина не добралась до Нидерландов, застряв в Новороссийске - LiveKuban.Ru Главный фигурант уголовного дела - 42-летний гражданин Израиля. По версии следствия, 42-летний уроженец Израиля Мошаев и его подельник, который находится в международном розыске с ноября 2011 года,
20.07.2018 LiveKuban.Ru
Фото: Михаил Ступин В Кропоткине двое бывших полицейских предстанут перед судом по обвинению в превышении должностных полномочий и причинении тяжкого вреда здоровью мужчине.
20.07.2018 Кубанские Новости
На Кубани отметили 125-летие поэта Владимира Маяковского - Министерство Культуры В музеях Краснодарского края были проведены тематические мероприятия. Владимир Маяковский родился 19 (7) июля 1893 года в селе Багдати Кутаисской губернии в Грузии, в семье Владимира Константиновича Маяковского.
20.07.2018 Министерство Культуры
Мир твоих увлечений - МО Темрюкский район В дни школьных каникул в межпоселенческой библиотеке собрались юные посетители для разговора об интересном и разнообразном мире увлечений, которые, будучи альтернативой вредным привычкам, делают нашу жизнь ярче,
20.07.2018 МО Темрюкский район
«Казачья семья. Честь семьи». В Межпоселенческой библиотеке Динского района для воспитанников Динского «Центра социальной реабилитации для несовершеннолетних» был проведен историко–краеведческий час «Казачья семья.
19.07.2018 Газета Трибуна
9 Агроном, рэпер, художник, спортсмен, председатель студенческого совета – все это Михаил Пономарев из станицы Чебургольской.
18.07.2018 Голос Правды
Контрольный матч «Краснодар» – «Бешикташ» (Турция) – 1:3 «Краснодар» – «Бешикташ» (Турция) – 1:3 (1:1) Голы: Вандерсон, 12 (Игнатьев, 1:0), Озъякуп, 28, с 11 м (1:1), Вагнер Лав (1:2), Негредо, 87 (1:3).
20.07.2018 ФК Краснодар
Сенсация - не закономерность - Независимая спортивная газета Н ынче пошли такие чудные времена, что новость, пусть даже сногсшибательная, живет 3-4 дня, не больше.
19.07.2018 Независимая спортивная газета
Новотитаровцы стали чемпионами! В Краснодаре состоялся финал Всекубанского турнира по футболу на Кубок губернатора Краснодарского края среди участников младшей возрастной группы 2007-2008 годов рождения.
20.07.2018 Газета Трибуна
Ветераны показали класс В городе Кореновске прошел открытый турнир по бадминтону среди ветеранов этого вида спорта под девизом «За здоровый образ жизни».
20.07.2018 Газета Трибуна
23 и 24 июля в вечерние часы будут временно изменены трассы движения трамвайных маршрутов № № 2, 5, 8. — Изменения в пути следования вагонов вызваны капитальным ремонтом трамвайного пути по ул.
20.07.2018 Администрация города Краснодар
Фото: ANO ROSGONKI Гонки пройдут с 27 по 30 сентября в Сочи. Около 22 тысяч билетов уже продано на Гран-при России «Формулы-1», это в четыре раза больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года,
20.07.2018 Кубанские Новости
В администрации Краснодарского края прошло совещание по вопросам модернизации системы водоснабжения в регионе в рамках краевой программы «Развитие жилищно-коммунального хозяйства» Первый вице-губернатор Андрей Алексее
20.07.2018 Yuga.Ru
Славянской межрайонной прокуратурой проведена проверка по обращению жителя станицы Петровской по факту осуществления водоснабжения с перебоями в жилых домах, расположенных по улице Степная.
20.07.2018 Slavyansk.Today