В редакцию "Народной газеты Сочи" обращаются родители, возмущенные существующим положением дел в системе образования нашего города. Нам звонят и пишут, что детские сады и школы переполнены. В детских садах никого уже не удивишь раздутыми до 50 человек группами, двухъярусными кроватями и, как следствие, нарушением СанПиНов. При этом педагоги дошкольного образования бегут оттуда, как с каторги, а зарплаты вызывают горький смех.
Не лучше ситуация и в школах, где по 6-7 классов в параллелях, в каждом классе по 30-40 (а бывает, что и больше) учеников. А ведь это - угроза здоровью детей и качеству образования. Из-за переуплотнения они хватают инфекции, чаще болеют, плохо усваивают информацию. Как утверждают родители и ученики, на курорте поговаривают о создании третьих учебных смен!
И это в то время как председатель Правительства РФ говорит о том, что нам необходимо избавляться от вторых смен. Городская власть при этом ситуацию решает только на бумаге, потрясая отчетами.
Однако если хорошо подумать и отнестись к делу неравнодушно, можно кое-что предпринять, чтобы попытаться все же решить проблему.
Как рассказал нам один из наших читателей, его внучка ходит в детский сад №35 (в Адлерском чайсовхозе) в переполненную группу.
Ребенок часто болеет, да и образовательный процесс оставляет желать лучшего – воспитатели бегут от большой нагрузки и мизерных зарплат.
– В группе там 35 человек, а по нормам положено около 25, – возмущается читатель , – малыши спят на двухъярусных кроватях. В поселке эта проблема никак не решается. Новостройки растут как грибы после дождя, население увеличилось в три раза. А школа и детский сад как были, так и остались.
Хотя 35 человек в группах – это еще цветочки.
– Мне страшно озвучивать, сколько у меня детей в садике, где в группах далеко не 40, и даже не 50 человек, – рассказала нам на условиях анонимности одна из руководительниц профильного заведения в Центральном районе города.
И подобные истории можно услышать сплошь и рядом, детские сады курорта серьезно раздуты.
В настоящее время в отношении рассматриваемого норматива действуют СанПиН 2.4.1.3049-13, согласно п. 1.9, количество детей в группах детского сада общеразвивающей направленности определяется исходя из расчета площади групповой (игровой) комнаты.
Для групп раннего возраста (до 3 лет) не менее 2,5 кв.м на 1 ребенка и для дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) – не менее 2,0 кв.м на одного ребенка.
– Не рекомендую этот сад, группы переполнены, воспитатели не справляются и не скрывают этого, за 45 минут к ребенку никто не подошел и не попытался его успокоить, на мои претензии по этому поводу объясняют, что детей много, не успевают, – выкладывают сообщения в Интернет сочинские родители .
При этом нарушаются все допустимые санитарные нормы и правила. По закону для детей, не достигших трех лет, предпочтителен расчет 2,5 кв. м на 1 малыша, после трех лет на ребенка не может приходиться менее 2 кв. м площади. При этом в группе должно находиться не более 17 детей.
Наука – мукаУжасает и переполненность в сочинских школах. Жутко заходить в классы – дети сидят друг у друга на головах, в помещениях нечем дышать.
Не исключение и мой сын, учащийся школы №13, у которого в классе 35 человек. С 1 сентября Саша уже несколько раз переболел, таская инфекцию домой и заражая всех.
– Мы вмещаем в классы столько, сколько можем поставить столов, выносим даже шкафы в коридоры. Хорошо, если в классах по 30-40 человек, а то даже переваливает и за 40, я стараюсь от этого уходить, – признает проблему директор гимназии №44 Маргарита Корнева .
И вторые смены здесь не выход из ситуации, они наносят как вред здоровью, так и неэффективны в образовательном процессе.
– Ребенок чисто физиологически не тянет обучение во вторую смену, приходя на уроки уже уставшим, без родительского контроля с утра, да и учитель, отработавший первую смену, уже ничего не соображает, – продолжает Маргарита Корнева .
Городская власть при этом ситуацию решает только на бумаге, потрясая отчетами и обещая светлое будущее. Тем более, как следует из ответа на наш запрос городского управления по образованию и науке, особой переуплотненности у нас вроде как и нет.
– Средняя наполняемость классов в городских школах – 32 человека, в сельских школах – 18 человек, – уточнила начальник управления Ольга Медведева .
Далее ответ из управления по образованию и науке пестрит идеями, что планируется сделать, чтобы увеличить так необходимое родителям и детям количество мест в дошкольных учреждениях и искоренить вторые смены в школах, чего, кстати, требуют и первые лица государства. Как следует из ответа, "утверждена "дорожная карта" по строительству, ремонту и реконструкции общеобразовательных организаций до 2025 года".
Туда входит строительство пристроек к существующим зданиям, школ-новостроек, реконструкция имеющегося фонда. Об этом в принципе твердят постоянно. Но проекты-прожекты есть, а результат мизерный.
– Реализация намеченных мероприятий в период с 2016 по 2025 годы позволит полностью ликвидировать вторую смену и переуплотненность классов в общеобразовательных организациях города, с учетом перспективы ежегодного роста количества обучающихся до 2025 года, – продолжает обнадеживать начальник управления Ольга Медведева .
Хотя, по словам ее коллег, можно не откладывать решение проблемы в столь долгий ящик, а попытаться поискать выход из ситуации уже сегодня.
Решать доступным способомПо мнению профессионалов, у которых болит душа за детей, переуплотненность в школах и детских садах надо решать срочным образом, не рассчитывая на выделение средств на пристройки до 2025 года. Тем более неизвестно, будут ли они вообще выделены, экономическая ситуация в стране тяжелая. А всем хочется жить здесь и сейчас. Может быть, необходимо оглядеться вокруг, подумать и перепланировать уже имеющиеся помещения под учебные заведения?
– Необходимо смотреть, какие есть помещения в городе, которые можно перепрофилировать под школы и под садики, к примеру, на Мамайке, – уверена директор гимназии №44 Маргарита Корнева . – Этот вопрос поднимается постоянно, но не решен до сих пор.
По словам специалиста, она поднимала вопрос о передаче под школу на Мамайке корпуса РГСУ, к которому можно в последующем пристроить и начальную школу. Почему бы не прокачать эту идею на соответствующих уровнях более серьезно? Отлично подойдет для перепрофилирования и школьных нужд и корпус СГУ на Макаренко. Переуплотненность в школах можно решать и модульными спортивными залами, расположив их на пришкольной территории.
А бывшие спортзалы перепланировать и сделать в них кабинеты. Это тем более актуально в свете возвращения науки кулинарии для девочек и профориентационных предметов для мальчиков. Эти кабинеты тоже необходимо где-то брать. Провисает у нас в городе и дополнительное образование, для которого тоже нет помещений. А мы хотим, чтобы наши дети не болтались на улицах, а были заняты интересными и полезными делами.
Переполненность школ и детских садов – большая проблема в курортном Сочи. Но не у многих ответственных лиц есть желание и энергия не ждать у моря погоды, а взять и что-то начать решать. Очень хочется, чтобы у наших детей от посещения школ и детских садов остались положительные эмоции, чтобы они приходили домой в хорошем самочувствии и настроении. Но, к сожалению, при существующем положении дел в системе образования нашего города, когда дети вынуждены ютиться друг у друга на головах в переполненных классах и детсадовских группах, это невозможно.