Родился в Самаре (где жили родители и сёстры матери) в семье работников советского торгпредства в Тегеране Александра Семёновича Рязанова и Софьи Михайловны Рязановой (урождённой Шустерман, 1902—1969), в доме по улице Фрунзе, 120.
Вскоре семья Рязановых переехала в Москву, где его отец работал начальником винного главка. В 1930 году семья распалась, и будущий кинорежиссёр с 7 лет воспитывался матерью и отчимом, инженером Львом Михайловичем Коппом (1899—1985), научным сотрудником проектного института «Промстальконструкция» Минмонтажспецстроя СССР, вдовцом с ребёнком, относившимся и к Эльдару как к родному сыну. Родной отец женился вторично, у него родилась дочь; в 1938 году его арестовали и осудили на пять лет исправительно-трудовых лагерей. Рязанов-старший бежал из лагеря, после поимки получил дополнительные десять лет, а в общей сложности он отсидел 17 лет. В годы Великой Отечественной войны Эльдар написал отцу письмо и получил ответ с лаконичным описанием северной природы. В начале 60-х годов, когда Эльдар Рязанов был уже известным кинорежиссёром, отец нашёл сына.
С детства любил литературу, хотел стать писателем, мечтал о путешествиях. После окончания десятилетки он даже отправил письмо-заявление в Одесское мореходное училище.
Волею случая стал студентом 1-го курса ВГИКа (мастерская Г. М. Козинцева). К тому времени Козинцев был уже всемирно знаменитым режиссёром, создателем таких фильмов, как «Шинель» (1926), «С. В. Д.» (1928), «Новый Вавилон» (1929), «Одна» (1931), трилогии о Максиме (1934—1939) (все — совместно с Леонидом Траубергом).
ПЕРВЫЕ РАБОТЫВ 1950 году Эльдар Рязанов окончил ВГИК, его дипломной работой, получившей отличную оценку, стала документальная лента «Они учатся в Москве», снятая совместно с однокурсницей З. П. Фоминой. На протяжении 5 лет Рязанов работал в документальном кино на Центральной студии документальных фильмов. Он снимал сюжеты для киножурналов «Пионерия», «Советский спорт», «Новости дня», несколько выпусков смонтировал целиком. Он также сделал киноочерки «Дорога имени Октября» (с Л. Дербышевой, 1951), «На первенство мира по шахматам» (1951), «Твои книжки» (с З. П. Фоминой), «Недалеко от Краснодара» (оба 1953), «Остров Сахалин» (с В. В. Катаняном, 1954).
В 1955 году Рязанов стал режиссёром киностудии «Мосфильм» и поставил (с Сергеем Гуровым) первый советский широкоэкранный фильм-ревю «Весенние голоса», в котором были и игровые эпизоды. А через год руководитель киностудии «Мосфильм» И. А. Пырьев буквально заставил Рязанова взяться за кинокомедию. Фильм «Карнавальная ночь» (1956) имел колоссальный успех. Знаменитый актёр Игорь Ильинский сыграл в фильме одну из своих лучших ролей — бюрократа Огурцова, а молодые актёры Людмила Гурченко и Юрий Белов стали кинозвёздами.
В последующие несколько лет Рязанов поставил лирическую комедию «Девушка без адреса» (1957), героическую комедию «Гусарская баллада» (1962), бытовую комедию «Дайте жалобную книгу» (1964), эксцентрическую комедию «Невероятные приключения итальянцев в России» (1973). А в 1961 году сделал две сатирические ленты: «Как создавался Робинзон» (по одноимённому рассказу И. Ильфа и Е. Петрова, новелла в комедийном альманахе «Совершенно серьёзно») и «Человек ниоткуда» (1961, в прокате почти не шёл из-за цензурного запрета). В «Человеке ниоткуда» выступили Сергей Юрский и Анатолий Папанов.
В создании фильма «Гусарская баллада» большую помощь Э. А. Рязанову снова оказал И. А. Пырьев, добившийся разрешения постановки и уговоривший сниматься в роли поручика Ржевского Юрия Яковлева. Самому Рязанову стоило огромных усилий убедить киноначальство, что лучшая кандидатура на роль Михаила Кутузова — Игорь Ильинский, что фильм не искажает русскую историю, а романтизирует её. Пьесу Александра Гладкова «Давным-давно», послужившую драматургической основой для фильма, Рязанов сократил, в то же время ему пришлось дописать несколько стихотворных эпизодов.
В 1960-е годы стал складываться коллектив творческих единомышленников[источник не указан 709 дней] Э. А. Рязанова: сценарист — Эмиль Брагинский, композитор — Андрей Петров, оператор — Владимир Нахабцев; актёры: Лия Ахеджакова, Олег Басилашвили, Георгий Бурков, Валентин Гафт, Евгений Евстигнеев, Андрей Миронов, Андрей Мягков, Светлана Немоляева, Валентина Талызина, Алиса Фрейндлих и Юрий Яковлев.
ГЛАВНЫЕ РЕЖИССЕРСКИЕ УСПЕХИОдна из лучших картин Рязанова — «Берегись автомобиля» (1966). Несмотря на то, что фильм был основан на городском анекдоте про благородного угонщика машин, в нём точно прописаны все жизненные коллизии, характеры и диалоги. Самую широкую зрительскую аудиторию привлекали и дальнейшие работы Рязанова: «Зигзаг удачи», «Старики-разбойники», «Невероятные приключения итальянцев в России», «Ирония судьбы, или С лёгким паром!», «Служебный роман», «Вокзал для двоих» и «Жестокий романс» который вызвал бурную полемику в прессе.
Определённую черту в творчестве Рязанова подвели фильмы «Гараж» и «О бедном гусаре замолвите слово» (телефильм): оба фильма — остро критические по отношению к тогдашней действительности.
В 1980—1990-е годы Рязанов работал так же интенсивно, как и прежде. Он был соавтором сценариев многих своих фильмов, написал несколько пьес, опубликованы ряд книг. В 1979—1985 годах Рязанов работал в качестве ведущего телепередачи «Кинопанорама», автором и режиссёром которой была Ксения Маринина. Кроме того, им создано более 200 авторских телевизионных программ. Наиболее популярными стали телевизионные циклы: «Восемь девок, один я», «Белоснежка и семь гномов», «Разговоры на свежем воздухе», «Поговорим о странностях любви» (цикл передач о выдающихся людях), «Парижские тайны Эльдара Рязанова» (ОРТ) (в этом цикле вышло, в частности, интервью Рязанова с Жаном Маре). Был членом жюри на финальной игре Высшей лиги КВН 1987 года.
В 2002 году Э. А. Рязанов стал президентом Российской академии кинематографических искусств «Ника».
23 января 2005 года открылся киноклуб Эльдара Рязанова. Киноклуб задуман, по выражению самого Рязанова, как своеобразный центр отечественной комедии. В трёх залах, самый большой из которых рассчитан более чем на пятьсот мест, идут фильмы и спектакли, проходят творческие встречи, концерты.
Эльдар Рязанов преподавал на Высших курсах сценаристов и режиссёров (среди его учеников — режиссёры Ю. Б. Мамин, И. В. Дыховичный, Е. Цымбал, И. Фридберг).
Был членом основанного в 1990 году Союза кинематографистов России. В 2010 году Рязанов стал одним из учредителей КиноСоюза.
ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИЗНИВ 2010 и 2011 годах Эльдар Рязанов перенёс операции на сердце и с тех пор не раз госпитализировался.
В конце 2014 года врачи диагностировали у режиссёра острое нарушение мозгового кровообращения, в начале августа 2015-го он перенёс инфаркт, который привёл к отёку лёгких.
6 октября 2015 года режиссёр был госпитализирован в реанимацию Московской городской клинической больницы № 1 им. Н. И. Пирогова.
Свой день рождения 18 ноября Рязанов встретил дома. 21-го ноября режиссёр был снова госпитализирован. Эльдар Рязанов скончался в московской больнице в ночь с 29 на 30 ноября 2015 года, на 89-м году жизни, от острой сердечной недостаточности.
Прощание с режиссёром прошло 3 декабря в Центральном Доме литераторов, в тот же день он был похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы.
ПАМЯТЬИменем Эльдара Рязанова в 2017 году названа улица в Обручевском районе ЮЗАО Москвы и улица в микрорайоне «Южный город» Волжского района Самарской области.
В телесериале 2015 года «Людмила Гурченко» роль режиссёра исполнил актёр Андрей Курносов.
В октябре 2017 года в Самаре на родине кинорежиссера открыли памятник.
К шестидесятилетию со дня рождения Эльдара Рязанова астроном Крымской Астрофизической Обсерватории Людмила Карачкина назвала открытый ею 1 сентября 1987 г. астероид (4258) Ryazanov.
СЕМЬЯОтец — Александр Семёнович Рязанов (1898—?), уроженец села Новое Дальнее Нижегородской губернии (ныне село Новое Дубравского сельсовета Дальнеконстантиновского района Нижегородской области), участник Гражданской войны, в 1921 году заведующий сухопутным сектором регистрационного управления Полевого штаба РВС Республики. В 1922-м его послали разведчиком в Китай, потом перевели в Персию. Арестован 14 ноября 1937 года, 2 февраля 1938 года осуждён на 8 лет исправительно-трудовых лагерей. Из лагеря бежал. Его поймали и добавили десять лет, а в общей сложности он отсидел 17. В годы войны Эльдар написал отцу письмо и получил ответ с лаконичным описанием северной природы. В начале 1960-х отец нашел сына по его фильмам. «Но близкого контакта не получилось: пришел совершенно чужой, сломанный жизнью человек, — вспоминает Э.Рязанов. — Жену и дочку он не нашел… Я дал ему все деньги, которые имел при себе, и он исчез на четыре года, не имея права жить в Москве. После реабилитации всё-таки перебрался в столицу, через несколько месяцев умер, и я приехал на его похороны».
Мать — Софья Михайловна Шустерман (в замужестве — Рязанова, 26 сентября 1902 — 1 сентября 1969).
Отчим (с 1934) — Лев Михайлович Копп (1899—1985), инженер-строитель, автор учебников и монографий «Монтаж металлических конструкций» (М.: Госстройиздат, 1948), «Монтаж стальных конструкций» (М.: Госстройиздат, 1954), «Монтаж строительных конструкций» (М.: Стройиздат, 1968 и 1982), «Монтаж металлических и железобетонных конструкций» (М.: Стройиздат, 1972; 3-е изд. — там же, 1982).
Единоутробная сестра — Фрида Львовна Копп (1936—1939).
Единоутробный брат — доктор геолого-минералогических наук Михаил Львович Копп (род. 1940), главный научный сотрудник лаборатории сравнительного анализа осадочных бассейнов отдела тектоники Геологического института РАН.
Племянник (сын сводного брата) — доктор медицинских наук, профессор Михаил Валерьевич Копп (род. 1950), онколог, главный химиотерапевт минздрава Самарской области.
Первая супруга — Зоя Петровна Фомина (1924—1999), режиссёр документальных фильмов (1950—1970-е годы), Ленинская премия (1980).
Дочь — Ольга Эльдаровна Рязанова (род. 1951), окончила МГУ, филолог, киновед.
Внук — Дмитрий Витальевич Трояновский (род. 1987), тележурналист, писатель.
Вторая супруга — Нина Григорьевна Скуйбина (1930—1994), редактор на Мосфильме (1970—1994).
Пасынок — Николай Владимирович Скуйбин (род. 1954), от прежнего брака Нины Скуйбиной с режиссёром Владимиром Скуйбиным (1929—1963). По профессии кинорежиссёр, как и его отец.
Третья супруга — Эмма Валериановна Абайдуллина (род. 1941), киноредактор. Для Эммы Валериановны это был третий брак. Предыдущий, второй, брак был с композитором Павлом Аедоницким (1922—2003).
Пасынки — Олег Валерьевич Бердюгин (1964—2017) и Игорь Валерьевич Бердюгин (род. 1966), от первого брака Эммы Абайдуллиной с художником-конструктором Валерием Бердюгиным. Оба занялись арт-проектами.
НАГРАДЫ И ЗВАНИЯ 1950 — Они учатся в Москве. (Сорежиссёр и соавтор сценария (с З. Фоминой)
1951 — Дорога имени Октября. Сорежиссёр (с Л. Дербышевой)
1951 — На первенство мира по шахматам
1953 — Твои книжки. Сорежиссёр (с З. Фоминой)
1953 — Недалеко от Краснодара.
1954 — Остров Сахалин. Сорежиссёр (с В. Катаняном)
1955 — Весенние голоса.Прокатное название — «Счастливая юность». Сорежиссёр (с С. Гуровым);
1956 — В дальневосточных морях. Сорежиссёр (с В. Катаняном)
1956 — Карнавальная ночь
1957 — Девушка без адреса
1957 — Цель его жизни
1961 — Совершенно серьёзно (киноальманах) Новелла «Как создавался Робинзон»
1961 — Человек ниоткуда
1962 — Гусарская баллада. Соавтор сценария (с А. Гладковым)
1965 — Дайте жалобную книгу
1966 — Берегись автомобиля. Соавтор сценария (с Э. Брагинским)
1968 — Зигзаг удачи. Соавтор сценария (с Э. Брагинским)
1970 — Один час с Козинцевым, или Семь мнений (телефильм)
1971 — Старики-разбойники. Соавтор сценария (с Э. Брагинским)
1973 — Невероятные приключения итальянцев в России. Соавтор сценария (с Э. Брагинским, Ф. Кастеллано, Д. Пиполо); сорежиссёр (с Ф. Проспери)
1973 — Сослуживцы (телеспектакль) Соавтор сценария (с Э. Брагинским)
1975 — Ирония судьбы, или С лёгким паром! (телефильм) Соавтор сценария (с Э. Брагинским)
1977 — Риск — благородное дело
1977 — Служебный роман. Соавтор сценария (с Э. Брагинским)
1978 — Иван Пырьев (телефильм)
1979 — Гараж. Соавтор сценария (с Э. Брагинским)
1980 — Нужна хорошая мелодия (телефильм)
1980 — О бедном гусаре замолвите слово (телефильм). Соавтор сценария (с Г. Гориным)
1981 — Родственники (телеспектакль). Соавтор сценария (с Э. Брагинским)
1982 Вокзал для двоих. Соавтор сценария (с Э. Брагинским)
1984 — Жестокий романс
1987 — Забытая мелодия для флейты. Соавтор сценария (с Э. Брагинским)
1987 — Четыре встречи с Владимиром Высоцким (телефильм)
1988 — Дорогая Елена Сергеевна. Соавтор сценария (с Л. Разумовской)
1991 Небеса обетованные. Соавтор сценария (с Г. Альтман)
1993 — День в семье президента (телефильм)
1993 — Предсказание
1994 — Я — легкомысленный грузин (телефильм)
1996 — Артист совсем не то же, что актёр… (телефильм)
1996 — Привет, дуралеи! Соавтор сценария (с А. Тиммом)
1997 — Единица порядочности — один Галлай
2000 — Старые клячи. Соавтор сценария (с В. Моисеенко)
2000 — Тихие омуты. Соавтор сценария (с Э. Брагинским); Сопродюсер (с Л. Бицем).
2003 — Ключ от спальни. Сопродюсер (с Л. Бицем)
2006 — Андерсен. Жизнь без любви. Соавтор сценария (с И. Квирикадзе)
2007 — Карнавальная ночь 2, или 50 лет спустя (телефильм)
2007 — Ирония судьбы. Продолжение
2009 — Музыка жизни (телефильм)
Рязанов Э. А. Грустное лицо комедии. — М.: Молодая гвардия, 1977. — 272 с. — ISBN P 70803-311-241-77.
Рязанов Э. А. Неподведённые итоги. — М.: Искусство, 1983.
Рязанов Э. А. Внутренний монолог. Стихи. // Библиотека «Огонёк» : приложение. — М.: Правда, 1988. — № 26. — ISSN 0132-2095.
Рязанов Э. А. Заэкранье. — М., Правда,1990. — 48 с., 150 000 экз. (Библиотека «Огонёк»)
Эльдар Рязанов. Предсказание. — М.: Вагриус, 1994.
Рязанов Э. А. Уходящая натура. Стихи. — М., ЯникО, 1995.
Рязанов Э. А. Ностальгия. — Нижний Новгород: Деком, 1997.
Рязанов Э. А. Четыре встречи с Владимиром Высоцким. — М.: Вагриус, 2004. — 302 с. — ISBN 5-475-00020-4.
Рязанов Э. А. Неподведённые итоги. — Вагриус, 2005. — 640 с. — ISBN 5-9697-0117-3.
Рязанов Э. А. Любовь — весенняя страна. — М.: Эксмо-Пресс, 2005. — 352 с. — ISBN 5-699-12269-9.
Рязанов Э. А. Андерсен. Жизнь без любви. — М.: Эксмо-Пресс, 2006. — 320 с. — ISBN 5-699-18683-2.
Рязанов Э. А. Служебный роман. — АСТ, 2007. — 715 с. — ISBN 978-5-17-043870-9.
Рязанов Э. А. Чем живу и жив. — М.: Эксмо-Пресс, 2007. — 688 с. — ISBN 978-5-699-24337-2.
Рязанов Э. А. Мчатся годы-непогоды. — М.: Эксмо-Пресс, 2007. — 608 с. — ISBN 978-5-699-24344-0.
Рязанов Э. А. Старики-разбойники. — АСТ, Зебра Е, 2008. — 688 с. — ISBN 978-5-17-048780-6, ISBN 978-5-94663-535-6.
Рязанов Э. А. Грустное лицо комедии, или Наконец подведённые итоги. — М.: ПРОЗАиК, 2010. — 640 с. — ISBN 978-5-91631-061-0.
Рязанов Э. А. У природы нет плохой погоды: стихотворения. — М.: ЭКСМО, 2011. — 352 с. — ISBN 978-5-699-04681-2